СОДЕРЖАНИЕ
№пп
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
2.
3.
3.1
3.2
4.
5.
6.
7.
НАИМЕНОВАНИЕ ГЛАВЫ
Стр.
Введение
3
Паспорт Программы развития
Образовательное учреждение
Основания для разработки и внесения изменений (правовые акты и иные
документы)
Ответственные за разработку и реализацию Программы развития
Общие затраты и источники финансирования реализации Программы
Ключевые проблемы, требующие рассмотрения и перспективного решения
Формулировка проблемы
Целевые группы
Последствия не решения проблемы
Последствия решения проблемы
Цель
Задачи
Ожидаемые результаты реализации Программы развития
Целевые показатели
Организация контроля реализации Программы развития и информационной
открытости
Краткая информационная справка о МБДОУ
Проблемно-ориентированный анализ деятельности МБДОУ
и его потенциальных возможностей развития
Краткие итоги реализации Программы развития 2019-2023 гг.
4
4
Характеристика текущего состояния МБДОУ.
12
14
15
18
20
Концепция Программы развития
Стратегия и тактика реализации Программы развития
Показатели эффективности Программы развития
Финансовое обеспечение Программы развития
4
5
5
5
6
6
6
6
6
6
7
7
7
8
9
9
2
ВВЕДЕНИЕ
Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения - детского сада № 500 является управленческим документом, определяющим пути
развития учреждения на 2025-2027 годы.
Программа развития содержит характеристику важнейших проблем развития, стратегические
установки дальнейшего преобразования, мероприятия по реализации стратегии развития
организации, правовое, организационное, кадровое и финансовое обеспечение развития
учреждения.
Программа развития направлена на создание современной образовательной организации для
совместной деятельности всех участников образовательных отношений. На основе
взаимовыгодного сотрудничества и привлечения социальных партнеров. Это позволит создать
комфортную образовательную среду:
˗ для всестороннего развития и успешности каждого ребенка;
˗ для активизации участия родителей в образовательной деятельности;
˗ для профессионального роста педагогического коллектива;
˗ для повышения статуса образовательной организации.
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
МБДОУ - детский сад № 500
1.1. Образовательное Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение учреждение
детский сад № 500 Орджоникидзевского района города Екатеринбурга
Местонахождение МБДОУ:
620057, г. Екатеринбург, ул. Энтузиастов, д.59, ул. Кобозева, д.44
Заведующий МБДОУ - детский сад № 500
Новошевская Светлана Петровна
(343) 331-88-80, e-mail: mdou500eduekb.ru, mdou500@yandex.ru
1.2. Основания для
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
разработки
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
Программы
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
развития
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей»;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года и на перспективу до 2036 года»;
Паспорт национального проекта «Образование», утвержден
Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от
24.12.2018 № 16;
Постановление Правительства Российской Федерации от
26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
Постановление Правительства Российской Федерации от
15.09.2020 № 1441 «Об утверждении правил оказания платных
образовательных услуг»;
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля
2022
г.
№
629
«Об
утверждении
порядка
организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
Федеральная
образовательная
программа
дошкольного
образования (далее – Федеральная программа) разработана в
соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных
основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809);
Профессиональный
стандарт
«Педагог
(педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»),
4
утвержденный Приказом Минтруда от 18 октября 2013 г. N 544н, с
изменениями от 5 августа 2016 г. N 422н;
Закон Свердловской области от 15.06.2015 № 45-ОЗ «О
стратегическом
планировании
в
Российской
Федерации,
осуществляемом на территории Свердловской области»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 N 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года».
Постановление Правительства Свердловской области от
19.12.2019 № 920-ПП «Об утверждении Государственной программы
Свердловской области "Развитие системы образования и реализация
молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»;
Постановление Правительства Свердловской области от
18.09.2019 № 588-ПП «Об утверждении стратегии развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка
(Свердловская область)», утвержденный Протоколом заседания Совета
при Губернаторе Свердловской области по приоритетным
стратегическим проектам Свердловской области от 17.12.2018 № 18;
Постановление
Администрации
города
Екатеринбурга
Свердловской области от 07.06.2022 г. № 1523 «Об утверждении
Стратегического проекта «Екатеринбургское образование – стандарт
«Пять звезд»;
Постановление
Администрации
города
Екатеринбурга
Свердловской области от 28.10.2022 г. № 3360 «Об утверждении
Муниципальной программы «Развитие системы образования и
создание условий для организации отдыха и оздоровления детей в
муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2023 – 2027
года» (с изменениями и дополнениями).
Заведующий МБДОУ, заместитель заведующего, рабочая группа по
разработке Программы развития
1.3. Ответственные
за разработку и
реализацию
Программы
развития
1.4. Общие затраты и
источники
Источник финансирования реализации Программы развития:
финансирования
Источник финансирования
Сумма, руб.
реализации
Бюджетные средства, в том числе
Программы
федеральный бюджет
0
развития
региональный бюджет
0
муниципальный бюджет
605 000
Внебюджетные средства
155 000
Итого
760 000
1.5. Ключевые
проблемы,
требующие
рассмотрения и
перспективного
решения
В ходе анализа деятельности МБДОУ выявлены следующие
проблемы:
1) Необходимость приобщения воспитанников к культурному
наследию, формирования у детей патриотизма, чувства гордости за
свою Родину на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
5
1.6. Формулировка
проблемы
1.7. Целевые группы
1.8. Последствия не
решения проблемы
1.9. Последствия
решения проблемы
1.10. Цель
1.11. Задачи
2) Необходимость социализации детей из семей мигрантов,
приобщение воспитанников к культуре народов России.
3) Необходимость профессионального развития педагогических
кадров, повышение их компетентности в применении современных
образовательных технологий, в том числе по направлению духовнонравственного и патриотического воспитания;
4) Необходимость создания условий для активного сотрудничества с
семьями воспитанников и социальными партнерами для развития
духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Необходимость приобщения воспитанников к культурному наследию ,
формирования патриотизма, повышения компетентности педагогов в
области применения современных образовательных технологий по
направлению духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Воспитанники, родители (законные представители), педагоги
МБДОУ
Для МБДОУ: снижение конкурентоспособности и имиджа
организации;
для воспитанников: отсутствие инициативности, активности,
субъектной и гражданской позиции, позиции к деятельности затруднит
освоение образовательных программ детского сада;
для педагогов: отсутствие условий для самообразования, приведет к
снижению профессионального мастерства педагогов МБДОУ- детский
сад № 500, понижению успешности педагогов;
для
родителей
(законных
представителей):
снижение
удовлетворенности качеством образования, пассивность родителей в
значимых для детей и социума проектах.
для МБДОУ: создание необходимой материально-технической базы
для реализации современных образовательных технологий, в том числе
по направлению духовно-нравственного и патриотического
воспитания. Повышение конкурентоспособности и имиджа
организации;
для воспитанников: равные стартовые возможности для продолжения
образовательных
программ
следующего
уровня,
успешная
социализация, активная гражданская позиция;
для родителей: повышение удовлетворённости родителей (законных
представителей), обучающихся качеством предоставляемых услуг;
для педагогического коллектива: готовность педагогов к образованию
и самообразованию, повышению компетентности в том числе в
области духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Повышение профессионализма.
Совершенствование условий, направленных на
формирование у
дошкольников основ духовно – нравственного воспитания, и
приобщение их к культурным ценностям народов России.
1. Обновить предметно – пространственную среду детского сада,
обеспечивающую развитие духовно-нравственного и патриотического
воспитания дошкольников.
2. Создать условия для непрерывного профессионального развития
педагогов, обеспечивающие повышение компетентности в применении
современных образовательных технологий, в том числе по
направлению духовно-нравственного и патриотического воспитания.
6
3. Развитие механизмов социального партнерства с учреждениями
образования и культуры, с целью совершенствования духовно нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
1.12. Ожидаемые
1. Обновлена
материально-техническая
база,
эффективно
результаты
используются собственные ресурсы учреждения, организовано
реализации
сотрудничество с новыми социальными партнерами, повышен имидж
Программы развития МБДОУ- детский сад № 500.
2. Созданы условия для повышения профессиональных компетенций
педагогических
работников:
самообразования,
повышения
квалификации
и
использования
современных
технологий.
Профессионализм, творческий потенциал педагогов обеспечивает
реализацию различных проектов и участие в конкурсном движении, в
том числе по духовно-нравственному и патриотическому
направлению.
3. Внедрение программы наставничества.
4. Увеличение доли педагогов, принимающих активное участие в
конкурсном движении, имеющих научно-методические разработки,
статьи и публикации, в том числе по направлению духовно –
нравственного и патриотического воспитания.
5. Увеличение доли воспитанников, участвующих: в проектах,
конкурсных движениях, фестивалях и других мероприятиях
патриотической направленности.
6. Повышение
удовлетворенности
родителей
(законных
представителей), обучающихся качеством предоставляемых услуг по
результатам.
1.13. Целевые
1. Доля воспитанников с сформированными представлениями о
показатели
социокультурных ценностях, общественных нормах и традициях (не
менее 50%).
2. Доля педагогических работников образовательной организации,
прошедших обучение по программам повышения квалификации, в том
числе по духовно-нравственному и патриотическому направлению. (с
40% до 80%).
3. Доля педагогических работников образовательной организации,
участвующих в программе наставничества. (не менее 60%).
4. Квалификация педагогических работников образовательной
организации (100% имеют КК).
5. Доля участия педагогических работников образовательной
организации в конкурсах профессионального мастерства (не менее 60 %)
6. цел
1.14. Организация
Контроль осуществляется на каждом этапе реализации Программы
контроля реализации развития, предусмотрено постоянное коллегиальное обсуждение
Программы развития результатов
и информационное сопровождение реализации
и информационной
Программы развития, в том числе с использованием ресурса сайта
открытости
дошкольного учреждения. Результаты контроля представляются путем
размещения публичного отчета на сайте дошкольного учреждения http://500.tvoysadik.ru.
7
2. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О МБДОУ
Название МБДОУ (по Уставу)
Тип
Организационно-правовая
форма
Год основания
Местонахождение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение - детский сад № 500
Дошкольное образовательное учреждение
Бюджетное учреждение
28.05.2009
620057, Россия, г. Екатеринбург, ул. Энтузиастов, д.59,
ул. Кобозева, д.44;
Заведующий МБДОУ
Новошевская Светлана Петровна
Телефон
(343)331-88-80
Адрес сайта
http://500.tvoysadik.ru.
Электронный адрес
Mdou500@yandex.ru
Режим работы
5 дней в неделю (пн.-пт.), с 7.30 ч до 18.00 ч
Комплектование групп,
8 групп общеразвивающей направленности 200
численность воспитанников
воспитанников
Организационно-правовое обеспечение деятельности МБДОУ
Документы
Реквизиты документов
Устав Муниципального
Утвержден распоряжением Управления образования
бюджетного дошкольного
Администрации города Екатеринбурга № 1992/46/36 от 15
образовательного учреждения августа 2019 года
детский сад № 500
Перечень лицензий
на право ведения образовательной деятельности с указанием реквизитов
Лицензия на осуществление
№ 13567 от «28» февраля 2011
образовательной деятельности
№ Л035-01277-66/00196278
№ 456-ли от 09 апреля 2014
Приложение №1 к лицензии на
от «28» февраля 2011 № 13567
осуществление образовательной серия 66П01 № 0014392
деятельности
Юридический и фактический
адрес:
2 отдельно стоящих здания, назначение: нежилое. Общая
площадь – 1744 кв.м. Этажность – 2.
8
3. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ
И ЕГО ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
3.1. Краткие итоги реализации Программы развития 2019-2023 г.г.
Целью программы развития МБДОУ - детский сад № 500 на 2019-2023 г.г. являлось:
создание современной образовательной среды в ДОО, направленной на использование
возможностей интернет - ресурсов, для воспитания и социализации воспитанников.
Цель достигнута посредством реализации стратегических направлений, каждое из
которых включало в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий и проектов: «МБДОУ №
500 в Instagram», «Мост информации», «Мост дружбы», «Онлайн - путешествия к
социальным партнерам».
В рамках реализации данного направления деятельности создана внутренняя
виртуальная среда МБДОУ, построенная на основе «электронного конструктора
руководителя» в электронном рабочем пространстве Яндекс, официального сайта МБДОУ,
официального сообщества МБДОУ в ВК и Сферум, Телеграмм.
Пополнены и систематизированы информационно-коммуникационные ресурсы
МБДОУ: на официальном сайте МБДОУ разработано 6 электронных интерактивных
образовательных страниц педагогов для взаимодействия с родителями (законными
представителями) воспитанников. В социальных сетях «ВКонтакте» (170 подписчиков),
«Телеграмм» (170 участников) продолжается работа по развитию и продвижению
официальных аккаунтов МБДОУ с целью взаимодействия участников образовательных
отношений и социальных партнеров в режиме онлайн. Официальный сайт МБДОУ
адаптирован для лиц с нарушением зрения (версия для слабовидящих).
В рамках достижения поставленной цели Программы развития расширено
взаимодействие учреждения с социумом в целях социализации личности дошкольника и его
дальнейшего успешного обучения в школе, создан и апробирован инновационный продукт
«Цифровое портфолио дошкольника». Наличие данного коммуникационного инструмента
обеспечивает преемственность с другими уровнями образования и выражается в качество
фиксации «цифрового следа субъекта».
С 2019 года доля педагогов с высшей КК увеличилась на 8 %. Наблюдается динамика
увеличения доли молодых педагогов. С целью осуществления помощи молодым педагогам в
МБДОУ организовано наставничество. За период 2020-2023 года педагогическими
работниками были пройдены следующие курсы повышения квалификации: Мультимедиа в
дошкольной образовательной организации, обучение с использованием ДОТ (32 час.);
«Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста», обучение с
использованием ДОТ (40 час.); Геймификация образовательной деятельности обучающихся
с использованием ИКТ, обучение с использованием ДОТ (32 час.) (2021 г.)
Реализован проект «Цифровые истории как способ развития связной речи
дошкольников в коммуникативной деятельности». Привлечение дошкольников к созданию
историй с использованием цифровых технологий – стало не просто приемом, который
помогает заинтересовать. Подготовка «цифровых» историй помогает детям освежить свои
впечатления, поделиться ими со сверстниками, а также развивает диалогическую и
монологическую речь при составлении рассказов из личного опыта. В процессе
комментирования своих фото-историй у детей формируются навыки коммуникативного
поведения.
Реализованы проекты «Весь мир на ладони», «Виртуальная экскурсия как ресурс
расширения образовательного пространства дошкольника».
Основными формами организации социального партнерства являются: мероприятия,
направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни;
коллективно-творческие мероприятия; участие в выставках детского творчества, в
различных конкурсах; информационно-просветительские мероприятия; проведение
мероприятий с родителями с привлечением специалистов ГИБДД, трансляция
положительного имиджа учреждения, через средства массовой информации.
9
В рамках взаимодействия с социальными партнерами в учреждении достигнуты
следующие результаты:
1) определены социальные партнеры;
2) установлены контакты с организациями и учреждениями города;
3) определены направления взаимодействия с МБУК ДО "ЕДШИ № 15, МАУ ДГБ №
15, МАОУ СОШ № 46;
4) сформированы группы сотрудников детского сада, заинтересованные в работе по
реализации социально-значимых проектов.
В ходе реализации направления по обеспечению условий для совершенствования
образовательной деятельности:
• в образовательный процесс внедрены интерактивные педагогические технологии:
технологии развивающего обучения («Парадигма позитивных перемен»,
«Лаборатория разрешенных проблем», «Интеллект-карта», «Сторителлинг»,
фасилитационные практики («Pin-Point», «Мировое кафе», «Колесо баланса»,
«Вертикаль»), технология проектной деятельности (Н. Веракса), ассоциативносинтетическая технология развития творчества дошкольников «АС-технология» (С.А.
Новоселов);
• созданы условия для реализации способностей воспитанников, в том числе
посредством участия в конкурсах и мероприятиях различных уровней, позволяющих
раскрыть познавательно-исследовательские, творческие способности воспитанников:
в конкурсах городского уровня приняли участие 20% воспитанников, районного
уровня – 40%.
Воспитанники участвовали в конкурсах различной направленности :
- конкурс по конструированию и программированию на электронном конструкторе «M labs кids» для воспитанников 5-7 лет, районный уровень, диплом (1 место);
- региональный чемпионат по конструированию и программированию «Техно Детство»
(диплом призера в номинации «Оригинальное представление»);
- городской Турнир по основам программирования и соревновательной алгоритмике
«РоБоКид» (участники);
региональный
этап
профориентационного
технологического
конкурса
образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного
образования «Икаренок» сезона 2024, 2 детей, 1 место по направлению «Паспорт проекта»;
- районный этап конкурса в рамках городского фестиваля – конкурса «Забава»,
фестиваля творчества детей и молодежи «ТалантФест», фестиваль-конкурс «Юные
затейники», 2022 г.;
- районный заочный конкурс чтецов «Защитникам Отечества посвящается…», 2023 г.;
- районный конкурс патриотической песни «Катюша», 2023 г.;
- районный этап городского Фестиваля «Здоровье» - 2023»;
- региональный конкурс по танцевальному искусству «Танцевальная фантазия» (2
место), 2023 г.;
- проект «Добрый город «КОНСТРУКТОРиЯ», 2023 г.;
- открытый образовательный проект «Добрый город «КОНСТРУКТОРиЯ», фестиваль
«Добрые истории», 2024 г.
• в социально-значимых мероприятиях (акциях, марафонах), позволяющих
мотивировать развитие познавательно-исследовательских способностей воспитанников и
использовать полученные знания в жизни, приняли участие 50% воспитанников МБДОУ;
• развитие
познавательно-исследовательских
способностей
воспитанников
(познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и
размышлению) за прошедший период повысилось на 26%, развитие познавательных
компетенций дошкольников на 20%, исследовательских – на 28 %, творческих – на 30 %.
В ходе реализации направления по обеспечению условий для совершенствования
образовательной деятельности были выявлены проблемы. Духовные ценности в семьях
воспитанников отодвинуты на второй план научно-техническим прогрессом. У
10
воспитанников стираются представления о патриотизме, доброте, великодушии, а также
возникают вопросы относительно социальных и нравственных ориентиров. В семьях
воспитанников не осознают важность этих знаний.
Проблема патриотического воспитания и становления гражданского самосознания
воспитанников является сегодня одной из актуальных целей и задач государства и общества,
что нашло отражение в целом ряде указов президента и постановлений Правительства
Российской Федерации.
С 2019 года в учреждении увеличилось количество семей с историей миграции.
Ежегодно доля таких семей растет на 5 %, анализ контингента семей воспитанников МБДОУ
показал, что на текущий момент почти 20 % относятся к другой культуре и религии, русский
язык в данных семьях не является родным, что требует особого выстраивания
взаимоотношений с семьями воспитанников. А также возникает необходимость
социализации данных семей и приобщение к культуре народов России.
Работа по направлению реализации деятельности выстраивания эффективных
партнерских взаимоотношений с родителями (законными представителями) воспитанников,
вовлечению в активное социально-педагогическое взаимодействие на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи позволила добиться
следующих результатов.
• Увеличился процент общего участия родителей (законных представителей)
воспитанников в традиционных мероприятиях МБДОУ (детско-родительские проекты,
выставки, праздники, конкурсы – 50% (динамика – 20%).
• Возросла доля участия родителей в семейных конкурсах и мероприятиях различного
уровня: районного значения на 20%, городского значения – на 15%, регионального – на 10%,
всероссийского значения - на 10%.
• В социально-значимых мероприятиях (акциях, марафонах) за прошедший период
приняли участие 60% семей воспитанников (динамика за период реализации Программы –
20%).
• Увеличен процент участия родителей (законных представителей) воспитанников в
образовательной деятельности МБДОУ посредством применения интерактивных форм
педагогического взаимодействия (конференции, электронные анкеты, виртуальные
экскурсии, видео-презентации образовательной деятельности, вечер вопросов и ответов: с 20
до 40%).
Развитие спектра реализуемых дополнительных образовательных программ.
В период 2022/2023 учебного года доля детей охваченных дополнительных
образованием составляла 76 % по трем направленностям (физкультурно-спортивной,
художественной, технической), из них наиболее востребованной является художественная
направленность (Хореографическая студия «Солнышко»).
В период 2023/2024 учебного года за счет введения двух программ дополнительного
образования в соответствии с запросом родителей (законных представителей) по
художественной направленности (ИЗОстудия, театральная студия), доля детей, охваченных
дополнительным образованием составила 82%. Количество заключенных договоров
дополнительного образования составило 198, что на 27 % больше по сравнению с 2022/2023
учебным годом. Наиболее востребованные программы дополнительного образования по
хореографии и конструированию (102 и 42 договора соответственно)
Доля прибыли за счет привлеченных внебюджетных средств за период 2023/2024 года
составила 18%, что на 6 % выше по сравнению с предыдущим периодом, что позволило
удовлетворить запросы родителей (законных представителей).
11
В соответствии с запросами родителей (законных представителей) реализуются
дополнительные образовательные программы: хореографическая студия «Солнышко», «лего
- конструирование», футбольный клуб для дошкольников, ИЗО – студия, театральная студия.
Анализ результатов деятельности МБДОУ за период с 2019 по 2023 годы
констатирует достаточно высокие количественные и качественные показатели, что
подтверждает правильную стратегию деятельности и эффективность запланированных и
реализованных мероприятий в соответствии с концепцией и стратегическими целями и
задачами развития МБДОУ.
3.2. Характеристика текущего состояния МБДОУ.
МБДОУ - детский сад № 500 расположен в жилом микрорайоне, находится в 2 отдельно
стоящих зданиях, построенных по типовому проекту, оба здания функционируют после
реконструкции (Энтузиастов, д.59 - 2009 г., Кобозева, д.44 - 2011 г.). На территории
микрорайона, вблизи от детского сада расположены МАОУ СОШ № 46, № 114, МДОО №
125, № 225, № 168. Рядом находится парк культуры и отдыха «Эльмаш» с зонами отдыха для
разных социальных групп: родителей с маленькими детьми, любителей спорта.
Каждое из зданий рассчитано по проекту на 4 группы, всего на 200 детей.
Количество и соотношение возрастных групп детей в МБДОУ определяется Учредителем.
Группы формируются по разновозрастному принципу.
Анализ потенциала развития учреждения показал, что в настоящее время МБДОУ
располагает определенными образовательными ресурсами, способными удовлетворить
запрос на получение качественного образовательного продукта, востребованного
родителями и широким социумом. Вместе с тем, необходимо совершенствовать условия для
получения детьми дошкольного возраста доступного и качественного образования,
формирования
общекультурного,
духовно-нравственного,
начал патриотизма и
гражданственности, воспитанности и развития личности ребенка в соответствии с их
возрастными возможностями через реализацию образовательных проектов, отвечающих
современным требованиям социально ориентированного развития дошкольного
образования.
На начало 2024 года в МБДОУ созданы материально-технические условия, достаточные
для сопровождения детей дошкольного возраста и формирования социально - успешной
личности. Но требуется обновление и дополнение образовательной среды в направлении
духовно - нравственного, патриотического и общекультурного воспитания и обучения.
12
Кадровое обеспечение реализации Программы развития
- заведующий
- заместитель заведующего
- педагоги
- специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре)
Квалификация педагогических работников:
Первая квалификационная категория
Высшая квалификационная категория
Нет квалификационной категории
1
1
8
2
5
1
4
С 2019 года доля педагогов с высшей КК увеличилась на 8 %. За период 2019 -2023 годы
частично обновился педагогический коллектив (2 педагога - декретный отпуск, 1увольнение в связи с выходом на пенсию, 1- увольнение), что привело к снижению доли
педагогических работников, имеющих КК.
В 2020 году доля педагогов, не имеющих КК составляла – 0%, в 2021 – 8%, в 2022 – 16 %
на начало 2023/2024 учебного года – 34%. Наблюдается динамика увеличения доли молодых
педагогов. Исходя из вышеизложенного очевидна необходимость разработки и внедрения
программы наставничества, создания условий для непрерывного самообразования
педагогических работников с целью осуществления помощи молодым педагогам.
МБДОУ реализует образовательную программу дошкольного образования в группах
общеразвивающей направленности в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО. Период
определяется сроком поступления и завершения ребенком дошкольного образования в
МБДОУ.
Анализ степени удовлетворенности родителями качеством образовательного процесса
показывает, что:
- 85% родителей положительно оценивают качество предоставляемых образовательных
услуг;
- 80% удовлетворены взаимодействием между родителями и воспитателями;
- только 30 % владеют информацией о целях и задачах учреждения, однако отмечено, что
65 % родителей знают, какие образовательные программы реализуются в МБДОУ;
- 82 % удовлетворены степенью информированности о своем ребенке, о работе группы, о
МБДОУ в целом.
Информационная открытость МБДОУ дает родителям (законным представителям)
возможность знакомиться с деятельностью дошкольной образовательной организации,
которая освещается в средствах массовой информации, на официальных сайтах, днях
открытых дверей. Проводится анкетирование родителей, консультирование, родительские
собрания.
13
4. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Основой концепции Программы развития является осуществление комплекса
мероприятий, направленных на повышение:
− качества образования воспитанников;
− профессиональной компетентности педагогов;
− удовлетворенности родителей (законных представителей).
Основным результатом должно стать успешное взаимодействие с социумом, в процессе
которого дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством
социализации личности ребенка. Перспективное развитие направлено на объедение усилий
всех заинтересованных субъектов образовательных отношений и социальных партнеров для
достижения цели Программы развития, формирования единого образовательного
пространства, обеспечивающего совместный успех в развитии каждого воспитанника.
Обновление материально-технической, учебно-методической базы и содержания
обеспечит высокое качество и доступность дошкольного образования. Данный процесс
становится неотъемлемой частью современной образовательной организации. Внедрение и
реализация современных образовательных технологий, в том числе по духовно нравственному и патриотическому воспитанию создаст условия для воспитания гармонично
развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Исходя из выше изложенного, определена цель дальнейшего развития МБДОУ и
поставлены задачи на 2025-2027 годы.
Цель: Совершенствование условий, направленных на формирование у дошкольников
основ духовно – нравственного воспитания, и приобщение их к культурным ценностям
народов России.
Задачи:
1. Обновить предметно – пространственную среду детского сада, обеспечивающую
развитие духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
2. Создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов,
обеспечивающие
повышение
компетентности
в
применении
современных
образовательных технологий, в том числе по направлению духовно-нравственного и
патриотического воспитания.
3. Развитие механизма социального партнерства с учреждениями образования и
культуры, с целью совершенствования духовно - нравственного и патриотического
воспитания дошкольников.
Цель и задачи реализации Программы задают качество образовательных результатов
воспитанников МБДОУ и деятельности педагогических работников, обоснованы
образовательными
потребностями
социального
окружения
и
возможностями
образовательной организации. Ценность Программы развития МБДОУ направлена на
сохранение позитивных достижений детского сада, развитие профессиональной
компетенции педагогов, внедрение современных образовательных технологий, в том числе
по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
14
5. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2027 года. Стратегия
определяет совокупность реализации приоритетных направлений (проектов),
ориентированных на развитие Учреждения.
Основные направления (проекты) деятельности МБДОУ в период реализации
Программы развития:
1. Целевой проект «Юный патриот» позволяет обеспечить историческую
преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной
культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию
народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического
государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
формирование мира и межличностных отношений.
Реализуя идею проекта, мы выстраиваем образовательное пространство, в котором
каждый ребенок сможет реализовать себя. Образовательная среда будет не только
обучающей, но и воспитывающей: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей
семье, дому, детскому саду, улице, городу; знакомство детей с символами государства
(герб, флаг, гимн); развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам.
Формирование чувства уважения к другим народам, их традициям; формировать у детей
чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к
родной природе, культуре и традициям. Воспитание чувств патриотизма, уважения и
благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к
воинам Российской Армии.
Цель проекта – совершенствование образовательного пространства в ДОУ
обеспечивающего развитие духовно-нравственного и патриотического воспитания
дошкольников.
Цель реализуется через решение следующих задач:
- создать условия для усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные;
- сформировать представления о себе, чувстве принадлежности к своей семье,
представлений о малой родине и об Отечестве, о социокультурных ценностях нашего
народа, об отечественных традициях и праздниках;
- создание условий для позитивной социализации воспитанников;
- сформировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Механизмы реализации Проекта:
1. Приобретение учебно-методическим комплексом «Юный Патриот» (комплект
тематических (настольно-печатных) игр к программе «Юный патриот».
2. Приобретение
парциальной образовательной программы дошкольного
образования «СамоЦвет» и методической литературы к программе.
3. Приобретение стендов наглядной информации для детей и родителей (законных
представителей) по направлению духовно-нравственного развития и патриотического
воспитания.
4. Приобретение материала для оформления прогулочных веранд настенными
панелями по направлению духовно-нравственного развития и патриотического
воспитания.
5. Пополнение учебно-методических, дидактических, практических, наглядных,
игровых материалов по социально – коммуникативному направлению.
6. Создание мини-музеев патриотической направленности («Бабушкин сундук»,
Музей декоративно-прикладного искусства, Музей «Русская изба»).
7. Создание игровых центров (Мой дом, моя семья, мой города, родной край, Россия
– родина моя, русские сувениры, золотые руки народные).
15
8. Создание книжных уголков в группах (Художественная литература по тематике и
возрасту в каждой группе).
2. Целевой проект «Лестница успеха», направленный на повышение
профессиональной компетентности педагогов решает вторую задачу Программы развития
Цель проекта – создание условий для непрерывного профессионального развития
педагогов, обеспечивающие повышение компетентности в применении современных
образовательных технологий, в том числе по направлению духовно-нравственного и
патриотического воспитания.
Задачи проекта:
- разработать модель наставничества, как систему условий, ресурсов и процессов
необходимых для реализации программы наставничества;
- обеспечить открытость образовательной деятельности для педагогического
сообщества;
- организовать прохождение педагогическими работниками курсов повышения
квалификации по направлению воспитания гармонично развитой и социально
ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей.
Механизмы реализации Проекта:
1. Участие педагогических работников образовательной организации в конкурсах
профессионального мастерства.
2. Прохождение педагогическими работниками курсов повышения квалификации, в
том числе по социально-коммуникативному направлению.
3. Прохождение курсов повышения квалификации по внедрению современных
образовательных технологий, в том числе по внедрению и реализации парциальной
образовательной программы дошкольного образования «СамоЦвет» на базе ИРО СО,
УрГПУ, МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», посещение семинаров, вебинаров,
организованных образовательными учреждениями Орджоникидзевского района и города
Екатеринбурга, а также образовательными Интернет-ресурсами.
4. Создание информационного банка педагогических находок «Растим патриотов»,
эффективных дидактических методов и образовательных технологий в соответствии с
новым содержанием для использования в работе педагогов.
5. Создание условий для повышения профессионализма педагогических работников:
самообразования и использования современных технологий для обеспечения реализации
различных проектов и участия в конкурсном движении, в том числе по духовнонравственному и патриотическому направлению.
6. Организация участия педагогических работников в районных, городских
методических объединениях.
7. Организация методического и психологического сопровождения педагогов,
участвующих в профессиональных конкурсах и представляющих свой педагогический
опыт.
8. Создание на официальном сайте МБДОУ – детский сад № 500 в сообществе
«ВКонтакте» раздела «Мы патриоты» для педагогов с целью популяризации научнотехнического творчества.
9. Разработка и реализация программы наставничества.
16
3.Целевой проект «Мы жители России» – вовлечение родительского сообщества,
социальных партнеров в проект «Мы жители России» и «Юный патриот».
Цель проекта – повышение активности родителей (законных представителей)
воспитанников и социальных партнеров в информированном участии в образовательной
деятельности МБДОУ, в том числе по духовно-нравственному и патриотическому
направлению.
Задачи проекта:
- обеспечить взаимодействие с родителями (законными представителями) и
социальными партнерами через официальный сайт ДОУ;
- повысить уровень удовлетворенности родителей (законных представителей)
реализуемой образовательной деятельностью посредством оптимизации взаимодействия;
- увеличить долю активных подписчиков сообщества «ВКонтакте» путем
размещения актуальной информации.
Механизмы реализации Проекта:
1. Создание на официальной странице сообщества «ВКонтакте» информационного
ресурса для
родителей, ориентированного на духовно – нравственное развитие и
патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
2. Мотивирование родителей воспитанников к активному взаимодействию и
сотрудничеству в условиях социального партнерства и реализации образовательных
программ и проектов по духовно-нравственному и патриотическому направлению.
3. Ориентирование участников образовательных отношений на духовно –
нравственное развитие и патриотическое воспитание детей посредством реализации
проекта «Мы граждане России».
4. Создание условий для поддержки культурных практик и детско-родительского
творчества не только в детском саду, но и дома посредством реализации проекта «Юный
патриот».
5. Разработка
методических
рекомендаций
по
формированию
игровой
воспитывающей среды в образовательном пространстве учреждения направленных на
духовно – нравственное развитие и патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста.
6. Установление
партнерских
отношений
между
всеми
участниками
образовательного процесса через реализацию мероприятий: родительские собрания, дни
открытых дверей, реализация совместных проектов.
7. Организация участия в конкурсном движении по
духовно – нравственному
развитию и патриотическому воспитанию.
8. Организация научного сопровождения по реализации программ духовнонравственного и патриотического воспитания.
17
6. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Наименование контрольного показателя
Единица
измерения
показателя
Текущее
значение
показателя
Плановое значение показателя по годам
реализации проекта
2025 - 2027
Целевой
ориентир
2027
2025
2024
2026
2027
2027
Задача 1. Обновить предметно – пространственную среду детского сада, обеспечивающую развитие духовно-нравственного и
патриотического воспитания дошкольников.
Количество групп оснащенных учебно-методическим
0
1
2
3
3
комплексом «Юный Патриот» (комплект тематических Единица
(настольно-печатных) игр к программе «Юный патриот»
Доля возрастных групп
вовлеченных в реализацию
%
0
25
50
75
100
парциальной образовательной программы дошкольного
образования «СамоЦвет»
Доля оформленных стендов наглядной информации для детей
%
0
25
50
75
100
и родителей (законных родителей) по направлению духовнонравственного развития и патриотического воспитания.
Доля прогулочных веранд оснащенных настенными панелями
%
0
25
50
75
100
по направлению духовно-нравственного развития и
патриотического воспитания.
Задача 2. Создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов, обеспечивающие повышение компетентности в
применении современных образовательных технологий, в том числе по направлению духовно-нравственного и патриотического
воспитания.
Доля
педагогических
работников
образовательной
%
60
70
80
100
100
организации аттестованных на 1 КК
Доля участия педагогических работников образовательной
%
10
30
60
80
100
организации в конкурсах профессионального мастерства
Доля
педагогических
работников,
повысивших
свой
профессиональный
уровень,
владеющих современными
образовательными технологиями и методиками, в том числе по
%
40
50
60
80
80
духовно-нравственному и патриотическому направлению,
эффективно применяющих их в практической профессиональной
деятельности
18
Увеличение
доли
педагогов,
имеющих
высшую
%
8
8
16
30
квалификационную категорию
Доля
педагогических
работников
образовательной
организации, прошедших обучение по программам
%
40
50
60
70
повышения квалификации, в том числе по духовнонравственному и патриотическому направлению. (с 40% до
80%).
Доля
педагогических
работников
образовательной
%
0
20
40
60
организации, участвующих в программе наставничества. (не
менее 60%).
Задача 3. Развитие механизмов социального партнерства с учреждениями образования и культуры, с целью совершенствования
духовно - нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
Доля родителей (законных представителей), удовлетворенных
%
85
85
90
98
качеством предоставляемых услуг (не менее 98%).
Доля участников образовательных отношений (родителей,
педагогов), проявляющих активность в проектной деятельности
%
30
40
50
60
и конкурсном движении.
Количество заключенных договоров с социальными партнерами
согласно плану реализации мероприятий (музейный комплекс
Единица
2
3
4
6
гражданской и военной техники, воинская часть, суворовское
училище, музыкальная школа № 15, библиотека № 42).
30
80
60
98
70
6
19
7. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Сроки приобретения
№
Источник
Наименование
п/п
финансирования
2025
2026
2027
Задача 1. Обновить предметно – пространственную среду детского сада, обеспечивающую развитие духовно-нравственного и
патриотического воспитания дошкольников.
Приобретение учебно-методическим комплексом
«Юный Патриот» (комплект тематических
1.
учебные средства
135 000,00 руб. 135 000,00 руб. 135 000,00 руб.
(настольно-печатных) игр к программе «Юный
патриот».
Приобретение парциальной образовательной
2.
программы дошкольного образования «СамоЦвет» и
учебные средства
25 000,00 руб.
50 000,00 руб.
50 000,00 руб.
методической литературы к программе.
Приобретение стендов наглядной информации для
детей и родителей (законных представителей) по
3.
учебные средства
25 000,00 руб.
25 000,00 руб.
25 000,00 руб.
направлению духовно-нравственного развития и
патриотического воспитания.
Приобретение материала для оформления
прогулочных веранд настенными панелями по
внебюджетные
4.
20 000,00 руб.
30 000,00 руб.
30 000,00 руб.
направлению духовно-нравственного развития и
средства
патриотического воспитания.
Пополнение учебно-методических, дидактических,
5.
учебные средства
10 000,00 руб.
10 000,00 руб.
10 000,00 руб.
практических, наглядных, игровых материалов по
социально – коммуникативному направлению.
Создание мини-музеев патриотической
направленности («Бабушкин сундук», Музей
6.
*
декоративно-прикладного искусства, Музей «Русская
изба»).
Создание игровых центров (Мой дом, моя семья, мой
7.
города, родной край, Россия – родина моя, русские
*
сувениры, золотые руки народные).
Создание
книжных
уголков
в
группах
8.
(Художественная литература по тематике и возрасту в
учебные средства
10 000,00 руб.
10 000,00 руб.
10 000,00 руб.
каждой группе).
20
Задача 2. Создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов, обеспечивающие повышение компетентности в
применении современных образовательных технологий, в том числе по направлению духовно-нравственного и патриотического
воспитания.
Участие педагогических работников образовательной
внебюджетные
1.
организации
в
конкурсах
профессионального
10 000,00 руб.
10 000,00 руб.
10 000,00 руб.
средства
мастерства.
Прохождение педагогическими работниками курсов
внебюджетные
2.
повышения квалификации, в том числе по социально15 000,00 руб.
15 000,00 руб.
15 000,00 руб.
средства
коммуникативному направлению.
Прохождение курсов повышения квалификации по
внедрению современных образовательных технологий,
в том числе по внедрению и реализации парциальной
образовательной программы дошкольного образования
внебюджетные
«СамоЦвет» на базе ИРО СО, УрГПУ, МБУ ИМЦ
3.
10 000,00 руб.
10 000,00 руб.
10 000,00 руб.
средства
«Екатеринбургский Дом Учителя», посещение
семинаров,
вебинаров,
организованных
образовательными
учреждениями
Орджоникидзевского района и города Екатеринбурга,
а также образовательными Интернет-ресурсами.
Создание информационного банка педагогических
находок
«Растим
патриотов»,
эффективных
4.
дидактических методов и образовательных технологий
*
в соответствии с новым содержанием для
использования в работе педагогов.
Создание условий для повышения профессионализма
педагогических работников: самообразования и
использования
современных
технологий
для
5.
обеспечения реализации различных проектов и участия
*
в конкурсном движении, в том числе по духовнонравственному и патриотическому направлению.
6.
Организация участия педагогических работников в
районных, городских методических объединениях.
*
-
-
-
21
7.
8.
9.
1.
2.
3.
4.
5.
Организация методического и психологического
сопровождения
педагогов,
участвующих
в
профессиональных конкурсах и представляющих свой
педагогический опыт.
Создание на официальном сайте МБДОУ – детский сад
№ 500 в сообществе «ВКонтакте» раздела «Мы
патриоты» для педагогов с целью популяризации
научно-технического творчества.
Разработка и реализация программы наставничества.
*
-
-
-
*
-
-
-
*
-
-
-
Задача 3. Развитие механизмов социального партнерства с учреждениями образования и культуры, с целью совершенствования
духовно - нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
Создание на официальной странице сообщества
«ВКонтакте»
информационного
ресурса
для
родителей, ориентированного на
духовно –
*
нравственное развитие и патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста.
Мотивирование родителей воспитанников к активному
взаимодействию и сотрудничеству в условиях
социального
партнерства
и
реализации
*
образовательных программ и проектов по духовнонравственному и патриотическому направлению.
Ориентирование
участников
образовательных
отношений на духовно – нравственное развитие и
*
патриотическое воспитание детей посредством
реализации проекта «Мы граждане России».
Создание условий для поддержки культурных практик
и детско-родительского творчества не только в детском
внебюджетные
10 000,00 руб.
10 000,00 руб.
10 000,00 руб.
саду, но и дома посредством реализации проекта
средства
«Юный патриот».
Разработка
методических
рекомендаций
по
формированию игровой воспитывающей среды в
внебюджетные
10 000,00 руб.
10 000,00 руб.
10 000,00 руб.
образовательном
пространстве
учреждения
средства
направленных на духовно – нравственное развитие и
22
6.
7.
8.
патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста.
Установление партнерских отношений между всеми
участниками образовательного процесса через
реализацию мероприятий: родительские собрания, дни
открытых дверей, реализация совместных проектов.
Организация участия в конкурсном движении по
духовно – нравственному развитию и патриотическому
воспитанию.
Организация научного сопровождения по реализации
программ духовно-нравственного и патриотического
воспитания.
*
-
-
-
внебюджетные
средства
5 000,00 руб.
5 000,00 руб.
5 000,00 руб.
*
-
-
-
* В счет текущего финансирования
23
24