Права-детей-с-ОВЗ-и-детей-инвалидов-на-образование

Права детей с ОВЗ и детей-инвалидов на образование
в свете нового закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
гарантирует
общедоступность
и
бесплатность дошкольного,
школьного,
дополнительного и среднего профессионального образования детей. Закон подробно
прописывает, каким образом должно быть организовано обучение детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Государство обязуется
обеспечить бесплатным качественным образованием детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов на всех уровнях образования.
В статье 79 закона «Организация получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья» разъясняются права детей с ОВЗ:
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях
создаются специальные условия для получения образования указанными
обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах,
группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами
государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих,
слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями
речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического
развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со
сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ.
7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в
организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном
государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким
и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных
программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных
обучающихся.
11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями
здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная
учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта
Российской Федерации. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки
является расходным обязательством Российской Федерации.
Также в статье 44 закона «Об образовании в РФ» прописываются права и
обязанности родителей (законных представителей) детей.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся с ОВЗ, детейинвалидов имеют право:
- выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с
учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы
обучения;
- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и
воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих
детей;
- защищать права и законные интересы обучающихся;
- присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической
комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по
результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых
условий для организации обучения и воспитания детей.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
- обеспечить получение детьми общего образования;
- соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей
образовательную деятельность;
- уважать честь и достоинство обучающихся
осуществляющей образовательную деятельность;

и

работников

организации,

- за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных
настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Признание ребенка инвалидом осуществляется учреждениями государственной
службы медико-социальной экспертизы (бюро МСЭ) по месту жительства, где и
дается комплексная оценка состояния здоровья и степени ограничения
жизнедеятельности. На основании индивидуальной программы реабилитации ребенкаинвалида, составленной МСЭ, предлагается маршрут образования.
Для того, чтобы ребенку в образовательной организации были созданы специальные
условия обучения и воспитания, необходимо предоставить заключение психологомедико-педагогической комиссии.
Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической
комиссией (ПМПК). Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует
его так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий».
Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей
с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных
программах, специальных приемах и методах обучения, специальных учебниках и
учебных пособиях, специальных технических средствах обучения индивидуального
пользования, услугах ассистента и других условиях.
Дети с ОВЗ в основном - это дети: с тяжелыми нарушениями речи, значительными
нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, с задержкой
психического развития и умственной отсталостью.
Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается
положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и исчезает, если при
переходе из дошкольного учреждения в школу, либо из начального звена школы в
среднее ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус.

Статус ОВЗ как в школьном, так и дошкольном возрасте дает:
1. право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом,
психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
2. право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны
учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуальноориентированную систему оценивания;
3.
по окончании 9 и 11 класса право на выбор сдачи государственной итоговой
аттестации (ГИА) в форме государственного выпускного экзамена (упрощенная
форма) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);
4.

право на бесплатное 2-х разовое питание в школе;

5.
к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания на
протяжении всего периода обучения;
6. право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК,
как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной
общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для
детей, имеющих те или иные нарушения развития;
7. право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического
развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования
детей.
При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям
рекомендуем своевременно пройти ПМПК.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».