ДООП художественной направленности театральной студии

Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих
мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и
является его приоритетным направлением. Для эстетического развития
личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная
деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей
эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также
творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей,
а также развития их творческих способностей представляет театрализованная
деятельность.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и
способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению
любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой
информации и новых способов действия, развитию ассоциативного
мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего
интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия
театральной деятельностью требуют от ребенка решительности,
систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию
волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы,
интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Театральная деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями
способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка,
раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций
исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает
ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания,
фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют
речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и
персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать
пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли
позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир
фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся
более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать
свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать
окружающий мир.
Использование рабочей программы позволяет стимулировать
способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира
(людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с
традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.
Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ
познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и
обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится
уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится

преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с
окружающими людьми.
Настоящая Рабочая программа описывает курс подготовки по
театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет
(старшая и подготовительная группы).
Цель рабочей программы — развитие творческих способностей детей
средствами театрального искусства.
Задачи:
Создать условия для развития творческой активности детей,
участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения
детьми различных видов творчества по возрастным группам.

Создать условия для совместной театрализованной деятельности
детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей,
родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп
перед младшими и пр.).

Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами
театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, и др.).

Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах
различных видов.

Совершенствовать артистические навыки детей в плане
переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их
театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве,
театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии,
театрах города.

Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.


Принципы проведения театрализованной деятельности:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся
личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и
обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую
защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание
условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника
о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий
его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе
переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и
воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний
должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка
ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой
ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых
знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они
сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных
проблемных задач
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает
опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское»
развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо
«выращивать»
у
дошкольников
способность
переносить
ранее
сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,
Основные направления программы:
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие
игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и
взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к
перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии;
инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2.
Музыкально-творческое. Включает
в
себя
комплексные
ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные
обеспечить
развитие
естественных
психомоторных
способностей
дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с
окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей,
ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации
движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкальнопластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и
упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания,
формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и
логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции,
артикуляционная
гимнастика;
игры,
позволяющие
сформировать
интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными
интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения,
направленные на совершенствование логики речи.

4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для
овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном
искусстве:

Что такое театр, театральное искусство;

Какие представления бывают в театре;

Кто такие актеры;

Какие превращения происходят на сцене;

Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя
темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю»
(выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над
отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка
танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей
пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над
спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста,
подготовке декораций, костюмов).
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Рекомендации по работе над ролью:
 составление словесного портрета героя;
 фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями,
друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
 работа
над
сценической
выразительностью:
определение
целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на
сценической площадке, мимики, интонации;
 подготовка театрального костюма;
Правила драматизации:
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в
ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в
персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком,
будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот
же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций,
черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой
подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными
участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д.,
которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и
усиливать настроение главных героев
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной
роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми
обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям:
что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что
чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее
обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение,
чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре?
Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Рабочая программа предполагает проведение два занятия в неделю во
вторую половину дня.
Продолжительность занятия: 25 мин — старшая группа,
30 мин — подготовительная группа.
Рабочая программа составлена с учетом реализации межпредметных
связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное
эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой;
слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее
содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер
героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с
репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету
спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или
отдельных его персонажей, помогают в изготовлении декораций.
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция,
ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием
скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся
с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей
постановки спектакля и других форм организации театрализованной
деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных
игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни,
самостоятельной театральной деятельности детей).
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями
общественной жизни, предметами ближайшего окружения.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям
возможность не только изучать и познавать окружающий мир через
постижение сказок, литературных произведений, но жить в гармони с ним,
получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного
выполнения задания.
Умения и навыки педагога в организации театрализованной
деятельности.
Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой
деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в
соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов
требует от них необходимых артистических качеств, желания
профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи,
музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог
накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной
работе. Он становится стресссоустойчивым, артистичным, приобретает
режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным
воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты,
мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать,
рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому
превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками
режиссуры.
Главные условия - эмоциональное отношение взрослого ко всему
происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса
педагога - образец для подражания.
Взаимоотношения с родителями.
Реализация данной рабочей программы осуществляется во
взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования
педагогического мастерства педагогов.
Самые главные ценители театральных постановок, восторженные
почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.
Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада
театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой
системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы
понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к

позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную
помощь.
В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде
всего озабочен процессом воспитания, а не обучения, А воспитание детей
включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта,
знаний и терпения.
Основными формы работы с родителями:
 Беседа – консультация (о способах развития способностей и
преодоления проблем конкретного ребенка)
 Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки
спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение
вместе»)
 Совместные спектакли
 Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)







Формы театрализованной деятельности:
Спектакли с участием родителей.
Театральные праздники для детей разного возраста и разных
возможностей (совместная организация педагогов разных структурных
подразделений детского сада).
День открытых дверей для родителей.
Консультации для родителей

Помимо всего выше перечисленного, родители привлекаются к
изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, афиш.
Планируемые качества освоения рабочей программы
Любознательный, активный - проявляет интерес к уже знакомым и новым для
него произведениям. С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам,
называет изображённых на них героев сказок.
Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей,
чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое
взаимодействие с другими персонажами.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми
и сверстниками – понимает образный строй спектакля: оценивает игру
актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о
просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою
точку зрения.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на
основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные
общепринятые нормы и правила – чувствует и понимает эмоциональное
состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Имеющий первичные представления – об особенностях театральной
культуры, умеет адаптироваться в социальной среде.

Способный
решать
интеллектуальные
и
личностные
задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы – совершенствует
умения разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с
использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, знакомых
видов театров, элементов костюмов, декораций.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности –
владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии,
правила поведения в театре.
Овладевший необходимыми умениями и навыками – имеет представление о
театре, театральной культуре; устройства театра; театральных профессиях
(актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.).
Содержание рабочей программы
Содержание рабочей программы включает три основных блока:
Блок 1. Театральная игра.
Блок 2. Культура техники речи.
Блок 3. Ритмопластика.
Таким образом, в процессе создания театрального действа дети учатся
в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым,
раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал
театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение,
что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.
Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно
решить многие образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать
художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать
устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит
потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику
эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в
людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
В качестве результатов работы по организации театрализованной
деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: благодаря этому дети
становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать
искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок
умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции
становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.
Именно на развитие эмоционального мира и артистических
способностей ребенка – дошкольника путем приобщения его к театральному
искусству и участия в театрализованной деятельности направлена Рабочая
программа «Волшебный сундучок».

Механизм оценки получаемых результатов
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками
делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного
действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе
создания спектакля.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к
театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет
различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать
театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью;
использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной
деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного
произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные
характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на
основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного
произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных
героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного
изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и
второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы
сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и
инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах
героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных
состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу,
движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но
использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в
работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе
над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками
кукловождения.
5. Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность
действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над
спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность
действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех
этапах работы над спектаклем.
Так как Рабочая программа является развивающей, то достигнутые
успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих
мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа
другим группам, родителям.
Ожидаемый результат:
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в
области театрального искусства.
2. Использование необходимых актерских навыков: свободно
взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах,
импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память,
общаться со зрителем.
3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и
сценической речи.
4. Использование практических навыков при работе над внешним
обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.
5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством
театра, литературой.
6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе
над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них
участников кружка в самом различном качестве.

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной
деятельности
Высокий уровень (18-21 баллов).
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и
театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного
произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.
Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные
состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения.
Владеет
интонационно-образной
и
языковой
выразительностью
художественной речи и применяет в различных видах художественнотворческой деятельности.
Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает
музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно
поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой
деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и
театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра
и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.
Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты,
сравнения и образные выражения.
Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их
продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.
Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции
воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может
применять их в свободной творческой деятельности.
С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к
персонажам и единицам сюжета.
Проявляет активность и согласованность действий с партнерами.
Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только
как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.
Знает правила поведения в театре.
Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы
сюжета.
Пересказывает произведение только с помощью руководителя.
Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может
их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет
инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.
Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью
руководителя.

Список литературы
Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития
дошкольников. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия
развития, 2005.
1.

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.
Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
3. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А.
Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2002
4. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до
спектакля:» - СПб., 2002.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
6. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей
дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
7. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенкадошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного,
неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
8. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных
малышей. Ярославль, 2002.
9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.,
2001.
10. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
11. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
12. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о
животных. М., 2000.
13. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры,
аттракционы. Ярославль, 2002.
14. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры
в детском саду. М., 2000.
15. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
16. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр
17. Чистякова М.И. Психогимнастика
18. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной
деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
19. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду»
М.Мозаика-синтез 2007г.
20. Юдина С.Ю. Мои любимые праздники. - СПб.: «Детство-Пресс»,
2002.
2.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».